В галерее tate britain полным ходом идет выставка, посвященная связи винсента ван гога с великобританией. В лондон привезли более 40 работ художника - от ранних эскизов и голландских пейзажей до блестящих шедевров нового времени. Чтобы не растеряться в обилии картин, наш арт-обозреватель мария березанская подготовила специальный гид по основным полотнам этой выставки. "Звездная ночь над роной" Винсент ван гог "звездная ночь над роной". 1888. Музей д'орсэ, париж Гвоздем программы является картина "звездная ночь над роной", написанная ван гогом в 1888 году сразу после отъезда в арль, небольшой городок на юге франции. История этой картины, оказывается, начинается вовсе не во франции, а за туманным лондоном. Смысл в этом сюжете "звездной ночи" пришел в голову художнику еще в далеком 1871 году, в каких ситуациях он только что попал в лондон. Двадцатилетний ван гог по вечерам часто прогуливался по набережной темзы, освещенной светом газовых фонарей. Сияющий город, отражающийся в воде, казался молодому винсенту волшебством. Картины с видами ночной темзы художник регулярно видел на выставках современного английского искусства. Исследователи даже нашли прототип "звездной ночи над роной" в картине англо-американского дизайнера джеймса уистлера. Джеймс уистлер, "челси". 1871 Когда ван гог написал свой любимый ночной пейзаж с рекой и огнями, результат получился потрясающим. Вместо привычного для искусства позапрошлого века ночного вида реки художник создал настоящую космическую драму. На берегах роны раскинулся освещенный огнями мегаполис, а над ним - бездонное арльское небо с сияющими желтыми звездами. На картине ван гога земля и небо словно ведут переговоры между игроками. Человеческий свет фонарей, отраженный в жидкости, перекликается с небесным, космическим светом. Между небом и землей, между человеком и космосом нет никакой границы. "Временами я испытываю страшную потребность - как бы это сказать - в религии. Тогда я выхожу ночью на улицу, чтобы писать звезды", - говорил ван гог. "Туфли" Винсент ван гог "туфли". 1886. Музей винсента ван гога, амстердам Сложно представить себе произведение, оказавшее большее влияние на историю европейской культуры - от натюрмортов английских художников до философских трактатов мартина хайдеггера и жака деррида. Художник сумел взглянуть на самую простую обувь так, как никто до него не делал. Простая обувь содержит всю тяжесть жизни своего владельца: стоптанная, помятая, испачканная землей, она рассказывает о нынешнем крестьянине больше, чем картины, изображающие повседневный труд. Обувь становится настоящим проводником во внутренний мир крестьянской жизни. Она повествует о том, как крестьянин тяжело ступает по графику среди глубоких борозд, как переходит вброд под сильным пронизывающим ветром. В этой обуви сырость зябкого утра и вечерняя усталость по дороге домой, бесконечное одиночество и забота о хлебе насущном. "Башмаки" - это не просто натюрморт, это настоящий портрет крестьянской жизни, пожалуй, самый выразительный из всех написанных художником. <@@>"Подсолнухи" Еще одной гордостью выставки в tate britain стали культовые "подсолнухи", принадлежащие национальной галерее лондона. Самый большой натюрморт серии был приобретен лондонским музеем в 1924 году и с тех пор ни разу не покидал трафальгарскую площадь. Исключение было сделано лишь 5 раз - в 1968 г. Они были показаны в лондонской галерее хейворд и дважды в музее ван гога в амстердаме (2002 и 2013 гг.). В этом году для "тейт британ" было сделано четвертое исключение. Ван гог создал серию натюрмортов с изображением подсолнухов в арле, когда гостил у своего друга и коллеги поля гогена. Он стремился украсить свой скромный дом к приезду гогена. Ван гог задумывал серию подсолнухов как экстаз, они должны были висеть в одном пространстве, дополняя и раскрывая друг друга. Но даже по отдельности его подсолнухи производят неизгладимое впечатление. По признанию самого художника, он стремился добиться в изображениях подсолнухов "чего-то похожего на эффект витража в готической церкви". Однако, несмотря на яркость, ван гог использовал не слишком много цветов. Подсолнухи действительно написаны желтым по желтому, но очень тонкие сочетания цветовой гаммы желтого создают эффект сияния. Кажется, будто это не цветы, а настоящие небожители, в силу обстоятельств внезапно оказавшиеся в керамической вазе. "Печаль" Винсент ван гог "печаль". 1882. The new art gallery walsall, walsall На выставке также представлена знаменитая литография "печаль", на которой изображена гражданская жена ван гога, проститутка класина хорник. Винсент познакомился с ней в гааге, где больная беременная син предлагала себя за копейки прохожим. Сочувствуя ее беде, он взял ее в качестве натурщицы, а вскоре и любовницы. Ван гог сравнивал син с падшей и покинутой марией магдалиной и даже с девой марией. Однако родные и близкие художника совсем не разделяли романтических мечтаний ван гога. Класина была проституткой и до самой смерти жила при любой температуре. Параллельно она наградила своего нового любовника столь досадной венерической болезнью. Но художник не слукавил и за неприглядными обстоятельствами жизни сина сумел разглядеть измученную, страдающую душу. Его аппликация не раз рисовала ее и ее детей (такие комиксы также привезли на выставку в тейт), а самый известный рисунок стал основой для пронзительной литографии "печаль". Ван гог изобразил женщину, сидящую на корточках: лицо спрятано в коленях, вся поза выражает усталость, боль, отчаяние. Внизу ван гог подписал строки из мишле: "равно возможно ли, чтобы на территории была одинокая покинутая женщина?" Ван гог использовал здесь "эффект одной линии": он положил рисунок под лист бумаги, а затем обвел отпечаток. Ван гог сравнил фигуру греха с оголенными корнями дерева: "я пытался оживить этот пейзаж с тем же чувством, что и фигуру: та же судорожная и страстная попытка прижать корни к земле, сквозь которую они уже наполовину вырваны бурей". И действительно: тонкие линии обнаженного тела, неровная линия волос повторяют пейзаж, открывающийся за телом женщины: сухие голые деревья. "На пороге вечности" Винсент ван гог "на пороге вечности". 1890. Музей кроллер-мюллеро, оттрело. Нидерланды Один из самых интересных залов выставки посвящен картине "на пороге вечности", написанной художником незадолго до 1890 года. История этой картины начинается десятилетием раньше, когда ван гог жил в голландии и только начинал свой творческий путь. Тогда, вдохновившись литографией шотландского художника томаса фаэда, он нарисовал серию рисунков, изображающих старика. Возможно, у старика был реальный прототип - ван гог взял под свое крыло одного из местных бедняков. Он регулярно кормил старика, а тот в ответ охотно позировал художнику. Странно, что такой молодой человек (а ему не было еще и 30 лет) мог так глубоко прочувствовать трагедию одинокой старости. Именно в совершенствовании и заключается залог его величия - художник всем сердцем переживает беды и проблемы своих героев и на мгновение перевоплощается в старика или падшую женщину. Через десятилетие ван гог вновь возвращается к старому сюжету, только теперь вместо черно-белого рисунка художник создает полноценную цветную картину. Но цвет на ней явно не ван гога. Куда делись его фирменные яростные цвета? Где контрасты и сияние цвета, бьющее в лицо? Все стало блеклым, выцветшим, приглушенным. Синевато-зеленые краски выгорают, как и костер, над которым склонился старик. Абсолютно во всем чувствуется неизбежная законченность. Ведь на этот раз ван гог рассказывает человеку не о старике, над которым он склонился, а о себе. Старик в кресле сам ждет трагической развязки. Как вспоминал врач, лечивший ван гога, "он традиционно сидит, опустив голову на собственные руки, и если кто-то пытается заговорить с курящим человеком, то ему кажется, что он испытывает боль, и он жестами показывает, чтобы его не трогали." "Автопортрет" Винсент ван гог "автопортрет". 1889 г. Национальная галерея искусств вашингтона Этот портрет вы видели даже в том случае, если он далеко не существовал в тамошней британии. Голубой автопортрет ван гога украшает сотни реклам и экранов лондонского метрополитена. Не случайно автопортрет с кистями стал символом выставки - кстати, это самая большая и запоминающаяся из представленных работ. Ван гог писал его, едва придя в себя после очередного приступа болезни. Бледный и исхудавший, ван гог взялся за очередную работу с очень интересной энергией. Возможно, он хотел отправить ее брату тео и родственникам, чтобы уверить их, что с ним, активно занятым службой, все в порядке. В палитре сосредоточены все цвета портрета: оранжевый цвет бороды, синий цвет куртки и фона, розовые блики простых людей и зеленые тени на коже художника. Но самый главный цвет здесь, конечно, синий. Он клубится над головой художника, образуя ритмом мазков своеобразный ореол. Кажется, будто сам воздух заряжен исходящей от художника неистовой энергией становления. "Прогулка заключенных" Винсент ван гог "прогулка заключенных". 1890. Государственный музей изобразительных искусств имени а.С. Пушкина, москва Последняя картина в этой виртуальной экскурсии особенно дорога моему сердцу. Это привезенная из столицы "прогулка заключенных", которую специально для выставки tate britain одолжил гмии имени пушкина. На первый взгляд, в этой картине нет ничего примечательного. Ван гог сделал довольно точный просмотр с одноименной гравюры доре. Ван гог практически не вносил никаких корректив в первоначальный замысел. Но это практически" и определило весь тон его работы. Гравюра доре была черно-белой. Ван гог раскрасил ее в зеленовато-голубые тона. Но самое главное - винсент незначительно изменил ни одну из фигур на переднем плане. Этот узник смотрит не с того места, которое должно быть затылком предыдущего, а слегка повернувшись, он без шляпы, с рыжеватыми волосами и тяжело висящими бездействующими руками. Сомнений нет - этот персонаж не кто иной, как сам художник! Это ван гог, заключенный в сумасшедший дом, с бездействующими руками, лишенный свободы творчества. Мы часто пишем о спектаклях и других интересных событиях в лондоне. Обращайтесь в наш телеграм-канал, чтобы не пропустить самое интересное. Если у вас есть вопросы о том, где и как использовать проститутки конья , вы можете позвонить нам по этому адресу.